Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4 р.п. Линево"

Искитимского района Новосибирской области

Поиск
Метод проектов

Преимущества метода проектов

В чем преимущество проекта?

Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидакти­ки» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы само­стоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, офор­мление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, док­лад, реферат, исследование, проект. Следует отметить, что выбранная фор­ма должна соответствовать содержанию. Иногда же именуют рефератами и соответственно оценивают простые сообщения на заданную тему, к тому же буквально списанные из энциклопедии или словаря.

Основные понятия:

Сообщение - краткое освещение факта, события; известие.

Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.

Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литерату­ры по освещаемому вопросу, проблеме.

Исследование - научный труд, подвергнувший изучению факт, собы­тие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обосно­ванию, осмыслению факта, процесса, события и т.д.

Проект - план, замысел, в результате которого автор должен полу­чить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Перечислим еще некоторые достоинства метода проектов:

• Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

• Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания?

• При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

• Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реаль­ных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

 

Классификация проектов

На основе материалов А.С. Сиденко

По характеру результата:

• информационный проект;

• исследовательский проект;

• обзорный проект;

• проекты-инсценировки.

 

По форме:

видеофильм;

• рекламный ролик;

• телепрограмма;

• интервью с известными людьми;

• журнальный репортаж;

• рок-опера.

 

По профилю знаний:

монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выби­раются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;

• межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще ис­пользуются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

 

По числу участников:

личностные;

• парные;

• групповые. 

 

По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту):

• морфологические - проектирование вещей;

• социальные - проектирование организаций, норм, сложных социаль­но-морфологических объектов;                                    

• экзистенциальные - проектирование личностного развития челове­ческого «Я» в процессе построения своей судьбы.

 

По характеру координации:

с открытой, или явной, координацией. - Координатор проекта уча­ствует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, дея­тельность отдельных его участников;

• со скрытой координацией. - Координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

 

По уровню контактов:

внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисципли­нарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

• международные. - Эти проекты представляют исключительный ин­терес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

 

По продолжительности:

• краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков);

• средней продолжительности - один-два месяца;

• долгосрочные - до года.

 

На основе материалов Е.С. Полат

  • исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозна­ченных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
  • творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
  • ролево-игровые. - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решае­мой проблемы;
  • информационные - требуют от участников изначальной направленно­сти на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления уча­стников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, пред­назначенных для широкой аудитории;
  • практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с са­мого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих уча­стников.

 

Формы продуктов проектной деятельности

Внешние продукты:

Веб-сайт (предметный, тематический)

Атрибуты несуществующего государства

Видеоклип

Газета

Игра

Костюм

Музыкальное произведение

Спектакль

Анализ

Публикация

Справочник

Учебное пособие

Бизнес-план

Выставка

Действующая фирма

Журнал

Макет

Праздник

Картина

Социологический опрос

Сценарий

Чертеж

Оформление кабинета

Система школьного управления

Урок

Атлас

Внутренние продукты:

Развитие способностей:

• вербально-лингвистических;

• логико-математических;

• визуально-пространственных;

• моторно-двигательных;

• межличностных;

• внутриличностных;

• музыкально-ритмических;

• натуралистических.

 

Проектная деятельность учителя в учебном процессе

 

Технология планирования учителем работы по организации выполнения учащимися проектов

Эффективность использования метода проектов зависит от качества под­готовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере про­блемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектиро­вания, организации и координации этой деятельности учащихся, еще не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.

В современной педагогике проектирование рассматривается в двух ас­пектах: как «идеальная» (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла. Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (В.С. Безрукова), вто­рая - организацию взаимодействия (субъектов проектирования между со­бой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (Е.С. Заир-Бек). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (си­стемы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).

Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —»реализация -» рефлексия.

 

Алгоритм работы над проектом (вариант 1)

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости

дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся

3. Исследова­ние

а) Сбор и уточнение информации (основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполня­ют задачи проекта

Наблюдает, совету­ет, косвенно руко­водит деятельностью учащихся

4. Выводы

а) Анализ информа­ции

б) Формулирование выводов

Выполняют иссле­дование и работают над проектом, ана­лизируя информа­цию. Оформляют проект

 

5. Представле­ние (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отче­та о ходе выполне­ния проекта с объ­яснением полученных результатов (возможные формы

отчета: устный отчет, устный от­чет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют про­ект, участвуют в его коллективном ана­лизе и оценке

 

 

Алгоритм работы над проектом (вариант 2)

1.  Формулировка учителем темы проекта

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с про­граммой своего учебного предмета, например «Влияние промышленных выбросов на кислотность осадков в Санкт-Петербурге» (в рамках предмета «Химия» или «Биология»). Время проведения; при планировании проекта.

2. Выбор возрастной категории учащихся

Учитель выбирает определенную возрастную группу, например уче­ников начальной школы, средней, старшей, 9-классников, разновозраст­ную группу (8-11 классы) учащихся и т. п. Время проведения: при плани­ровании проекта.

3.  Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы, на кото­рые нельзя ответить одним предложением: «Действительно ли история раз­вития техники - это-история прогресса?», «Что такое свет?». Вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту: «По­чему не замерзают реки, протекающие через большие города?», «Свет яв­ляется частицей или волной?». Время проведения: при планировании про­екта.

4.  Формулировка дидактических целей проекта

Формулирует учитель. Например: «Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоя­тельной работы с большими объемами информации, умений увидеть про­блему и наметить пути ее решения», «Формирование критического мышле­ния, навыков работы в команде». Время проведения: при планировании проекта.

5.  Формулировка методических задач

Формулирует учитель. Например: «Освоить представление об электроли­тической диссоциации веществ и окислительно-восстановительных процес­сах» (химия); «Освоить понятие «загрязненность среды» (экология); «Научить­ся проводить химический анализ жидкостей на кислотность» (химия); «На­учиться пользоваться М1сго§оп Ро\уегРот1 для оформления результатов» (ин­форматика); «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (рус­ский язык, литература). Время проведения: при планировании проекта.

6.  Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуаль­ных исследований в рамках заявленного проекта. Например, «Почему в цен­тре нашего города погибают деревья?», «Как кошки могут видеть в темно­те?», «Почему попугаи могут разговаривать?» и т. д. Рекомендуется провес­ти «мозговой штурм», использовать метод наводящих вопросов. Время про­ведения: 1-й урок, 15 минут.

7. Выдвижение гипотез решения проблем

' Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные вари­анты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования: «Почему поют птицы?». Гипотезой может служить следующее размышление: «Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей» и т. д. Время проведения: 1 -и урок, 20 минут.

8.  Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор назва­ния влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, для учащихся 11 класса - «Холодная война: период советско-американских отношений»; 7 класса - «Кислотные дожди - убийцы мест­ного пейзажа»; 6 класса - «Древние греки в XX веке» (развитие литератур­ных творческих способностей школьников на уроках литературы и русско­го языка); 5 класса - «Шнурки» в стакане» (проект, связанный со сравнени­ем сленга американских и российских школьников). Ребята начальной шко­лы, создающие в рамках проекта «Книгу Гиннесса» своих спортивных ус­пехов и достижений домашних животных, назвали проект «Мы восхища­емся», и др. Время проведения: 2-й урок, Ш минут.

9.  Формирование групп для проведения исследований и определение фор­мы представления результатов

Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовани­ях, а также выбирающих форму представления результатов - в виде презен­тации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопро­сов. Время проведения: 1-й урок, 20 минут.

10.  Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе Ученики обдумывают пути проведения своих исследований: анкетиро­вание, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образ­цов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследова­ния. Время проведения: 2-й урок, 15 минут.

11.  Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мульти­медийной энциклопедии: например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиа издания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со все­ми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсужде­нии информационных источников необходимо особо остановиться на досто­верности источников информации. Время проведения: 3-й урок, 20 минут.

12.  Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указа­нием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Группа 1 - сбор образцов дождевых осадков в районе Марьиной Рощи: Иванов - сбор образцов осад­ков возле помоек (лужи, стоки с крыш) во время, до и после сжигания мусо­ра; измерение кислотности с помощью лакмусовой бумаги; составление диаграммы (графика); Петров - наблюдение за погодой и розой ветров в районе Марьиной Рощи, составление карты погоды; выявление зависимос­ти кислотности осадков от направления ветра; Сидоров - материалы о кис­лотно-щелочном балансе и влиянии кислот на жизнь, кислотных дождях в других районах.

Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом об­суждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем за­ранее. Задания каждого участника должны привести к ответу на вопрос: «Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50 %. Задача: узнать, верно ли это». Время проведения: 3-й урок, 10 минут.

13.  Самостоятельная работа групп

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Время проведения: 4-, 5-, 6-й уроки.

14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной ра­боте

Форма презентации может быть любая, например доклад на 3—4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, пред­ставление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать уча­щихся, систематизировать полученные данные. Роль учителя - консульти­рование, помощь. Время проведения: 7-й урок, 20 минут.

75. Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на предъявление полученных результатов дается 4 ми­нуты. Далее - ответы на вопросы всех присутствующих участников проекта - учителей и учеников. Рекомендуется заранее разработать для уча­щихся оценочные листы на основе критериев оценивания. Время прове­дения: 8-й урок.

16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оце­нивает работу групп в целом. Результативность каждого - это фундамент для новых исследований по темам проекта. Время проведения: 8-й урок, 10 минут.

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов

1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода про­ектов.

2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной ра­боты.

5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.

6. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).

7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

 

Советы учителю, работающему по методу проектов

1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для всех в классе.

2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт уче­ника и психологические свойства его личности.

3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы: изготовле­ние предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, корот­кую пьесу и так далее.

4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Пусть сделают меньше, но лучше. Постарайтесь, чтобы у них оставалось время и на другие пред­меты.

5. Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их. Пытайтесь вовлечь и других учителей в работу над про­ектом.

6. Установите ограничители: если это письменный проект, сразу огово­рите количество страниц, чтобы не было состязаний между способными и менее способными.

7. Прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнета­ет, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают, будто наименее важную.

Метод проектов ставит учителя в особую позицию - сотрудничества с учащимися. Поэтому педагогу необходимо:

• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи­мые темы проектов;

• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу уча­щихся;

• переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея­тельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов дея­тельности исследовательского, поискового, творческого плана.

Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традицион­ных видов работ - объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, фрон­тальных методов и классно-урочной системы.

Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов - и не более того.

Педагог в зависимости от цели обучения и содержания учебного ма­териала выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший ре­зультат.

 

Главные условия организации работы над проектом

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной мето­дики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипоте­зу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную ра­боту, что является непременным условием для развития школьников, уча­ствующих в реализации проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определен­ный уровень владения знаниями по предмету; движение в общеучебном интеллектуальном развитии.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты.

5. Доступность информации о ходе проекта.

6. В школе должна быть обширная библиотека-медиатека, в любую ми­нуту доступная ученикам и учителям.

7. Внутри и вне классного помещения должны быть уголки, где дети мо­гут работать индивидуально или в небольших группах (в частности, ребята могут пользоваться коридорами, где тоже можно устроить рабочие уголки).

8. Часы в каждом классе.

9. Наличие в классах и других рабочих комнатах справочной литерату­ры и материалов для самопроверки.

10. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий.

 

Учебно-методический проект

Учебно-методический проект (УМП) - проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе.

 

«Визитная карточка» проекта (шаблон)

Автор проекта

 

Фамилия, имя, отчество автора

 

Регион, в котором находится школа

 

Номер и/или название школы

 

Какова тема вашего учебного проекта?

 

 Какие дидактические цели преследует ваш проект?

 

Какие компетентности формирует ваш проект?

в сфере самостоятельной деятельности.

основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных ис­точников информации.

в сфере гражданско-общественной деятельности.

в сфере социально-трудовой деятельности.

в бытовой сфере.

в сфере культурно-досуговой деятельности.

 

Какие методические задачи вы ставите в своем проекте?

 

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися?

 

Каким может быть творческое название вашего учебного проекта?

 

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте?

 

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

 

Предметные области (отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

 

Русский язык

Химия

Литература

 

Материальные технологии   

Физическая география

Информационные технологии

 

Иностранный язык

История

Музыка

 

Математика

Обществоведение

Информатика

 

Граждановедение

Физическая культура

ОБЖ

 

Биология

Краеведение

 

 

Физика и астрономия

Изобразительное искусство, МХК

 

Окружающий мир, природоведение

 

Экономическая география, экономика

 

Возраст учащихся (выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

 

начальная школа

старшая школа

разновозрастная

 

средняя школа 

 

Оформление результатов проекта

 

Журнал

Веб-сайт

 

Видеоклип

Презентация

 

 

Информационный бюллетень, листовка

 

Другое:

 

Напишите краткую аннотацию проекта

 

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

 

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учеб­ного проекта

 

Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

 

Веб-камера

СВ-проигрыватель

Видеокамера

 

Компьютер(-ы)

Принтер

Видеомагнитофон

 

Цифровая камера

Сканер

Проекционная система

 

ОУВ-проигрыватель

Телевизор

Другое: картотека газетно-журнальных статей

 

Доступ к Интернету

Видео-, конференц-оборудование

 

Программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

 

СУБД/электронные таблицы         

Веб-браузер

 

Программы обработки изображений

Программы электронной почты

 

Издательские программы

Мультимедийные энциклопедии

 

Программы работы с мультимедиа

Программы разработки веб-сайтов

 

Текстовые процессоры

Другое:

 

Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справоч­ники и другая учебно-методическая литература

 

Другие принадлежности. Принадлежности, которые нужно заказать или под­готовить для использования в учебном проекте: бумага, ручки, блокноты, дискеты

 

Интернет-ресурсы. Список веб-адресов, необходимых для проведения про­екта в учебном процессе

 

Другое: Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.)

 

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

 

 

Проектная деятельность учащихся

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информа­цию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета при­званы решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Конечный результат - сформированность умений и развитие навыков мышления, то есть способность к самообучению.

Требования, предъявляемые к учащимся при самостоятельной работе над проектом

I. Решение проблемы

Постановка проблемы

УРОВЕНЬ I

называет причины, по которым он (учащийся) приступил к работе над конкретным проектом

УРОВЕНЬ И

• описывает желаемую, идеальную, с его точки зрения, ситуа­цию; • указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации

УРОВЕНЬ III

• самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя

УРОВЕНЬ IV

• самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации;

• указывает на возможные последствия существования про­блемы;

• называет тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы

Целеполагание

УРОВЕНЬ I

• демонстрирует понимание цели проекта, выработанной со­вместно с учителем;

• расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта

УРОВЕНЬ II

• самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулиро­ванной с помощью учителя;

• дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта; • контролирует соблюдение последовательности действий

УРОВЕНЬ III

самостоятельно ставит цель проекта на основании пробле­мы;

самостоятельно определяет, какие действия следует пред­принять для решения задач на основе общего подхода (страте­гии, технологии), выработанного совместно с учителем;

• определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потреб­ность в планируемом продукте;

• определяет промежуточные результаты

УРОВЕНЬ IV

 

• предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив;

• анализирует необходимые ресурсы;

• прогнозирует последствия появления продукта;

• корригирует план на основании оценки промежуточных результатов

Оценка результата

УРОВЕНЬ I

 

сравнивает полученный продукт с его описанием;

определяет, какие новые знания он получил в рамках реали­зации проекта;

• определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему

УРОВЕНЬ II

 

• определяет соответствие полученного продукта запланиро­ванному на основе заранее заданных критериев;

• определяет, как изменились его интересы, какие новые зна­ния и умения он получил в ходе реализации проекта;

• обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему

УРОВЕНЬ III

 

разрабатывает критерии оценки качества полученного про­дукта, оценивает .продукт по этим критериям;

• дает рекомендации по использованию полученного продук­та; определяет, какие новые способы деятельности он освоил при реализации проекта;

• обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач

УРОВЕНЬ IV

 

• определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом;

• определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом;

• предлагает пути преодоления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем;

• оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией

II. Работа с информацией

Поиск информации

УРОВЕНЬ I

 

• задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта;

• следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем

УРОВЕНЬ II

 

• определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом;

• определяет «белые пятна» в имеющейся информации;

• демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель);

• использует бумажные и электронные каталоги

УРОВЕНЬ Ш

 

определяет общее направление поиска и возможные источ­ники недостающей информации;

• прогнозирует минимальный и максимальный объем инфор­мации по тому или иному вопросу, необходимый для выпол­нения проекта;

• формирует тематические каталоги любым способом, на лю­бом носителе

УРОВЕНЬ IV

 

• указывает противоречия или неполноту информации, кото­рой он располагает на предпроектном этапе;

• обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику;

• вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации

Обработка информации

УРОВЕНЬ I

 

структурирует полученную информацию в форме и на носи­телях, предложенных учителем;

• высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта;

• делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации

УРОВЕНЬ II

 

систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно

с учителем;

• высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоя­тельно полученных данных (статистических данных, свиде­тельств, расчетов и т.п.);

• указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями;

• определяет необходимость той или иной информации для реализаций проекта;

• использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности

УРОВЕНЬ Ш

самостоятельно определяет структуру для размещения полу­ченных данных и сведений;

• интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта;

• дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным;

• сопоставляет информацию, полученную из разных источни­ков;

• делает самостоятельные выводы на основе полученной ин­формации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия)

УРОВЕНЬ

IV

• предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации;

• делает аргументированный вывод

III. Коммуникация

 

Письменная коммуникация

 

УРОВЕНЬ 1

• соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем

 

УРОВЕНЬ II

 

• демонстрирует владение способами предъявления информа­ции в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.);

• соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем

 

УРОВЕНЬ Ш

• определяет цель и аудиторию для предъявления информа­ции;

• использует. ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки резюме)

 

УРОВЕНЬ IV

• самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носители информации, в зави­симости от цели ее предъявления и предполагаемых потреби­телей продукта

 

Публичное выступление

 

УРОВЕНЬ 1

• готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту;

• отвечает на уточняющие вопросы

 

УРОВЕНЬ II

 

• демонстрирует владение способами предъявления информа­ции в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.);

• готовит по образцу (жанр, форма), предложенному учите­лем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержа­нии полученной информации или результатах проекта;

• отвечает на вопросы, направленные на понимание темы

 

УРОВЕНЬ Ш

 

• самостоятельно ставит цель публичного выступления;

• самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации;

• отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления;

• использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме)

 

УРОВЕНЬ IV

 

самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носители информации, в зави­симости от цели ее предъявления и предполагаемых потреби­телей продукта;

• демонстрирует владение способами (риторические, невер­бальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию;

• отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции;

• организует обратную связь с аудиторией

 

Групповая коммуникация

 

УРОВЕНЬ 1

 

принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем;

• предлагает группе свои идеи;

• выражает свое отношение к чужим идеям;

• выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата

 

УРОВЕНЬ II

 

• договаривается о правилах обсуждения в группе;

• убеждается в том, что его идея правильно понята другими членами группы;

• задает вопросы, направленные на понимание идей других членов группы;

• самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участки работ;

• оценивает свой вклад в работу группы

 

УРОВЕНЬ III

 

• высказывает свои ожидания от группового обсуждения;

• использует эффективную процедуру группового обсужде­ния;

• развернуто аргументирует свои высказывания;

• подвергает аргументированной критике идеи других членов группы;

• указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений;

• использует идеи других членов группы для развития своих идей;

согласует распределение зон ответственности в работе над проектом;

• оценивает успешность работы группы

 

УРОВЕНЬ IV

 

• определяет цель группового обсуждения, оценивает ее дос­тижение;

• корректирует цель и содержание коммуникации в зависимо­сти от полученной обратной связи;

• оценивает эффективность процедуры группового обсужде­ния и предлагает новую процедуру в случае необходимости;

• использует высказывания собеседника для построения своих аргументов;

• осознанно выполняет свою роль в группе;

• оценивает эффективность распределения ролей и вклад каждого участника в результат работы группы

 

 

Оформление проекта Общие требования

Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным об­щим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обес­печения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководи­тель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проект­ной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хра­нения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунк­тов (в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкрет­ного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообраз­ные изменения и дополнения):

1. Название проекта.             \

2. Руководитель проекта.     --  На титульном листе

3. Консультант(ы) проекта.  /

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т.д.).

9. Заказчик проекта.

10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).

12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме про­екта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13. Необходимое оборудование.

14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содер­жание).

15. Предполагаемые продукты проекта.

16.  Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, вы­ход этапа).

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

• четко организовать работу каждого участника проектной группы;

• стать удобным коллектором информации и справочником на протяже­нии работы над проектом;

• объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

• судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

• сэкономить время для поиска информации при проведении в дальней­шем других проектов, близких по теме.

 

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосроч­ных проектов это могут.быть недельные или помесячные планы. Для про­екта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные. В таких пла­нах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной груп­пы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходи­мые ксерокопии и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме не­больших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

 

Защита проекта

1. Общие рекомендации:

• хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не бо­лее 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;

• логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;

• следует употреблять только понятные термины;

• хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;

• выступление выиграет, если будет максимально использоваться нагляд­ный материал;

• постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2.  Техника подготовки:

проведите предварительный хронометраж своего выступления и дове­дите его до нужной продолжительности;

• выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая про­звучит в выступлении, и разложите их по порядку;

• заранее продумайте детали своего рабочего места;

• приготовьте четкий и красочный наглядный материал;

• проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственни­ками.

3. Рекомендации выступающему:

• начните свое выступление с приветствия;

• огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;

• не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);

• поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за. помощь;

• старайтесь ответить на все вопросы.

Идентификатор трекинга (tracking ID) вебсайта полученного от Google
[OPTIONAL] Фрагмент кода Javascript будет передан на трекер страницы (используемый для настройки значения, отслеживаемого через Google Analytics вместо значения location.href по умолчанию)
Select this option to include Administrator and SuperUsers in results or disable to exclude these users.