Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4 р.п. Линево"

Искитимского района Новосибирской области

Поиск
Рекомендации для педагогов и родителей по поддержке детей в начале обучения

Рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого–педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. Проблема готовности первоклассников к обучению в школе приобретает особое значение. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Поэтому для анализа показателей оценки готовности ребенка к школе используется комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Такой подход  позволил увидеть те сильные стороны учащихся, на которые необходимо опираться учителю в конкретном классе, выделить зоны наибольшего напряжения адаптации, характерные для конкретного ребенка, или общие для значительной части детей. Ранняя диагностика адаптационного напряжения и проблем школьной готовности позволит совершенствовать систему сопровождения первоклассников, сосредоточить внимание всех взрослых участников учебного процесса (учителей, родителей, школьных психологов, медиков, методистов и администрации) на реальных потребностях конкретных детей. Это, в свою очередь, позволит решать проблемы адаптации до того, как они перерастут в нарушения здоровья, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Кроме этого данные, полученные при формировании этих показателей, могут быть использованы широким кругом лиц:

-         учителями для определения общего уровня развития учащихся, их способности воспринимать и выполнять инструкции, уровня их самостоятельности, сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (например, умеют ли они выделять звуки в словах; понимают ли условие задачи); для выделения группы риска (тех детей, у которых высокий риск затруднений на начальных этапах обучения) и оказания им индивидуальной помощи с учетом полученных результатов и др.;

-                                                                                               родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе;

-         психологами для проведения при необходимости более углубленных детальных индивидуальных обследований детей, у которых выявлены признаки напряжения адаптации. При этом выявление зоны напряжения позволяет сразу сконцентрировать внимание специалистов на проблемной сфере и сэкономить время определения рекомендаций учителю, родителям  или разработки программы коррекционной работы с учеником;

-         специалистами в области педагогических измерений (например, для выделения типов готовности к обучению в школе и типов адаптации);

-                                                                                               администрацией школы.

 

После проведения обследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных на каждого ученика формировался профиль готовности первоклассника к обучению в школе и профиль готовности класса в целом, (табличный вариант или графический по выбору ОУ)

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции

 

Познавательная сфера

1.Тест «Рисунок человека»

2. Тест «Графический диктант»

3.  Методика «Домик»

4.  Методика «10 слов»

     Методика «Корректурная проба»

5. Общая успешность в 4-х тестах.

6. Навыки чтения, письма, счета

 

Индивидуально-личностные особенности ребенка

7. Мотивация

8. Усвоение норм поведения в школе

9. Успешность функционирования в роли ученика

10. Взаимодействие со сверстниками

 

Семья как ресурс адаптации первоклассника

11. Подготовка к школе в семье

12. Установки родителей по отношению к школьному обучению

13. Условия ребенка в семье для обучения

14. Помощь ребенку в обучении

 

15. Индивидуальные особенности здоровья

16. Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя

17. Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя

18. Физкультурная группа

19. Группа здоровья

 

 

 

 

Описания отдельных показателей и рекомендации по интерпретации полученных результатов

 

 «Познавательная сфера»

Достаточный уровень сформированности познавательной сферы является  одной из важнейших предпосылок школьного обучения.

Методика «Рисунок человека» используется для исследованния общего уровня умственного развития ребенка. Низкие результаты по этой методике говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.

Методика “Образец и правило” предполагает одновременное следование в своей работе образцу. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).

Методика «Домик» поможет выявить  умение  ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание без ошибок. Ребенок со средним развитием произвольного внимания допускает 1-2 ошибки при выполнении задания. Дети, набравшие большее количество баллов, характеризуются слабым развитием произвольного внимания.

Методика «10 слов» проводится с целью  оценки  уровня развития слуховой кратковременной памяти.

К третьему повторению здоровый ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов и удерживает при последующих повторениях. «Лишние» слова встречаются у детей в состоянии расторможенности.

Низкий уровень может указывать на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость ребёнка. В таких случаях говорят о забывчивости и рассеянности, в основе которых лежит астения, истощаемость внимания.

 

Общая успешность (позиция 5 на Профиле) получена как среднее арифметическое Т-баллов по всем методикам. Этот показатель рассматривается как некоторая интегральная характеристика готовности первоклассника к обучению в школе, полученная на основе выполненных учеником работ.

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Это, значит, следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. В школах, где особенно низок уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, следует уделить большее внимание подготовке дошкольников к школьному обучению. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Дети с низкими результатами по показателю «Познавательная сфера» нуждаются в помощи. Очень часто родители не способствуют развитию ребенка в этом направлении. Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д.. Многие современные родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность, тем самым, развивая общую готовность к школе. С поступлением в школу  эта тенденция только усиливается.

 

«Навыки чтения, письма, счета» (позиция 6)

 

В настоящее время большинство детей приходят в школу с некоторым запасом базовых «школьных» умений и навыков. Предполагается, что это позволит ребенку более успешно осваивать школьную программу. Диагностика владения навыками чтения, письма и счета важна для учителя, так как позволяет оптимизировать учебный процесс, учитывая реальные умения учащихся.

Показатель «Навыки чтения, письма, счета» отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых.

Наличие больших различий в учебных навыках детей класса создает трудности, как для учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.

Значительное отличие от среднего по классу по данному показателю указывает на возможность затруднений у ребенка при адаптации к обучению.

Дети, у которых показатели данной группой значительно ниже среднего будут испытывать двойную нагрузку, догоняя класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со стороны учителя, терпение взрослых.

Учителю необходимо владеть навыками работы с разноуровневым классом, иметь комплекты разноуровневых заданий.

Сочетание средних и выше среднего результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данная группа наиболее оптимальна для учителя: при хорошей обучаемости можно правильно сформировать навыки учащихся. В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, незамеченные на предыдущем этапе развития ребенка, так как не было той деятельности, в которой они могли проявиться (например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой). Это подчеркивает необходимость внимательного отношения со стороны учителя к динамике адаптационного процесса, чтобы вовремя можно было выявлять возникающие проблемы.

Сочетание низких результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на возможность значительных трудностей в процессе вхождения в учебный процесс, так как несформированные предпосылки учебной деятельности могут затруднять быстрое усвоение необходимых знаний и навыков. Это может повышать тревожность ребенка, вызывать неудовлетворенность результатами своей деятельности, ощущение перегруженности, утомление.

При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. Внимание должно уделяться не только обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), но и развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. Часто родители в таких случаях стараются все внимание сосредоточить на учебных заданиях, обучении письму, чтению, счету, сокращая при этом все другие виды деятельности ребенка, препятствуют игре, посещению кружков. Необходимо привлекать семью ребенка к сотрудничеству, давая конкретные рекомендации по организации домашней работы по развитию познавательных способностей, рекомендуя совместные игры с родителями, наблюдение за природными явлениями, выполнение творческих заданий, объясняя огромный вклад этих видов деятельности в общее развитие ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. Внимание взрослых должно быть сосредоточено на малейших успехах ученика, чтобы не вызвать потерю мотивации и формирование отрицательной самооценки.

Следует отметить, что если детей с низкой подготовкой достаточно много, то в школе могут быть организованы специальные занятия в групповой форме для ускорения выравнивания классов. В такой группе с использованием игровых технологий психолог или педагог может сосредоточиться на формировании необходимых навыков. При соответствующей работе с родителями дополнительные занятия в группе дают значительный эффект.

Особую категорию составляют дети, демонстрирующие познавательные способности и учебные навыки выше среднего. Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других, эти дети могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности». Часто взрослые считают, что ребенок, хорошо знающий тему урока, может пока просто посидеть-послушать. Однако такой подход может привести к формированию привычной позиции «стороннего наблюдателя», которую достаточно трудно переформировать. У ребенка может не сформироваться навык к систематической, «рутинной» учебной работе. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально, и потребуется переучивание.

Учителю необходимо чаще привлекать такого ребенка к участию в занятии, например, чтобы дополнительно продемонстрировать способ выполнения какого-либо задания классу, дать задание, связанное с наблюдением за работой других, показывая, как можно сосредоточиться не на критике, а на том, что уже получается лучше. Для такого ребенка приходится готовить дополнительные задания.

 

«Индивидуально-личностные особенности ребенка»

«Мотивация» (позиция 7)

 

Мотивация является важнейшим фактором формирования школьной успешности. Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

Первоначальной предпосылкой формирования учебной мотивации является желание ребенка почувствовать себя учеником, стремление узнавать новое. Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения.

Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"). Ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.

Результаты, более низкие, чем среднее по классу, показывают, что ребенок уходит от активного включения в учебную деятельность. Это характерно для детей с негативным предшествующим опытом резкой и бестактной оценки его деятельности, а порой – и его самого как недостаточно способного и т.п. значимыми взрослыми, в случае  критического отношения родителей по отношению к своему ребенку. Ребенок очень хорошо «улавливает» отношение взрослых к себе. Страх перед негативной оценкой  родителей невротизирует ребенка, не дает ему себя проявить. Особенно, когда мама очень близко к сердцу принимает малейшую неудачу ребенка. Очень важно, чтобы ребенок не боялся сделать ошибку. Таким образом, большое значение имеет реалистическая спокойная позиция семьи, акцентирующая внимание на позитивных сторонах учебы, на маленьких успехах ребенка, а не драматизирующая его промахи.  Учителю необходимо обратить особое внимание на вовлеченность этих учащихся в учебный процесс. Для этого важна благоприятная атмосфера на уроке, поощрение активности, даже если ребенок допускает ошибку.

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Пользу может при нести и посещение спортивной секции, особенно с игровыми командными видами сорта.

 

«Усвоение норм поведения в школе» (позиция 8)

 

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

Это непростой процесс, в основе которого лежит сложный комплекс психологических процессов: необходимо иметь желание, то есть мотивацию для принятия позиции ученика, нужно правила понять и запомнить, что для маленького школьника, учитывая большой объем всей новой информации тоже не просто, требуется определенный уровень развития произвольности поведения, самоконтроля, а, значит, психофизиологической зрелости. Важно также формирование такой личностной черты как ответственность.

Результаты, превышающие средний уровень класса, говорят о высоком уровне психофизиологической зрелости, хорошем самоконтроле, мотивации. Но также могут быть у тревожного ребенка.

Результаты, отличающиеся в сторону снижения, напротив, указывают на проблемы в становлении психофизиологических основ произвольности поведения, саморегуляции. Даже при хорошей мотивации ребенок с такими проблемами в ситуации новизны, большого количества действующих раздражителей может перевозбуждаться и испытывать трудности с управлением своим поведением. В этом случае замечания, раздражение взрослых способны лишь усиливать негативные проявления. Это относится к гиперактивным детям, для которых характерно импульсивное поведение. (При попытке резкого торможения такого ребенка  у него усиливается стрессовое состояние, и усиливаются индивидуальные особенности реагирования на стресс, а это выражается в усилении импульсивности и «плохого поведения». Ребенок не делает это «назло», такое поведение связано с состоянием нервной системы.

          При поступлении в школу на нервную систему ребенка ложится также и задача адаптации к новым требованиям. Это проявляется в том, что в ситуации новизны, очень большого интереса к происходящему на уроке ребенок начинает крутиться, ведет себя импульсивно. Часто у таких детей формируются какие-либо навязчивые моторные привычки (крутить волосы, раскачиваться и т.д.), проявляющиеся в таких ситуациях, поскольку все возбуждение стекается в зону «моторного» очага и ему становится легче управлять своим вниманием.) В этом случае замечания и запреты только усугубляют ситуацию, так как повышают напряжение ребенка. Уровень возбуждения у такого ребенка выше в 1 классе, через год значительно снижается. Важно с детьми вести себя спокойно, не усиливать напряжения, для родителей важно дать рекомендацию по соблюдению режима дня, спокойному поведению с ребенком. Важно демонстрировать ему твердую уверенность, что постепенно все будет получаться лучше и лучше.

 Если ребенок встречает понимание взрослых, поддержку в школе и дома, то постепенно адаптируется к школе, возбуждение в школе постепенно уменьшается, поведение упорядочивается . Если помощи не будет, проблемы с поведением будут только нарастать.

Необходимо оказывать помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно закрепляя его своим вниманием, формируют у ребенка самосознание, восприятие себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативного поведения. Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями. Можно попросить ребенка проговорить в слух, как он будет вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить.

А самое главное необходимо вести профилактику неправильного поведения школьников. Предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая разноуровневые задания, вовлекая в совместную деятельность, давая соответствующие рекомендации родителям.

Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций ребенка, а затем бережное расширение возможностей его приспособления. Основное средство, позволяющее добиться этого — режим дня. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы правильно подобранный режим является основным средством реабилитации. Большое значение для успешного преодоления имеющихся проблем имеет помощь специалистов – психолога и  невропатолога.

 

 

«Успешность функционирования в роли ученика» (позиция 9)

 

Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Этот показатель демонстрирует, насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика. Справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды и управляет собственным поведением, способен к самоорганизации учебной деятельности. Выше среднего по этому показателю имеют дети с высоким уровнем психофизиологической, личностной и социальной зрелости. Напротив, ниже среднего результаты означают более низкий уровень психофизиологической, социальной и личностной зрелости.

 

«Взаимодействие со сверстниками» (позиция 10)

Высокие значения показателя «Взаимодействие со сверстниками» означают успешное вхождение ребенка в коллектив сверстников, низкие – проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Необходимо учитывать, что в первые годы обучения отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания. Ребенок, которого хвалит учитель, воспринимается как желаемый для общения, а тот, кому часто делают замечания – отвергается. Таким образом, учителю первого класса необходимо особенно осторожно демонстрировать свое отношение к детям и их поступкам.

Сформированный коллектив в дальнейшем становится опорой  для педагога. Не нужно ожидать, что благоприятная обстановка в классе сложится стихийно и появится позитивный лидер. Скорее будет лидер с агрессивным поведением. В классе, где сформирована система позитивных взаимоотношений, дети чувствуют себя защищенными, у них выше уровень эмоционального благополучия. В таком классе учитель в процессе работы испытывает меньшее напряжение и больше положительных эмоций. Такая обстановка благоприятна для здоровья и взрослых, и детей. В совместной деятельности учебный потенциал у ребенка повышается. Но сама по себе такая обстановка не складывается.

Коммуникативная компетентность – это такая же система знаний, умений и навыков, как и другие учебные компетентности. Этому необходимо учить, прежде всего, использовать в учебной деятельности групповые формы, игровые приемы и технологии. Важным режимным моментом является перемена, именно здесь можно ежедневно давать первоклассникам возможность учиться общению. Дети, испытывающие затруднения в этой сфере, нуждаются в активной помощи на этапе вхождения в школьную жизнь. Многие негативные стереотипы взаимоотношений формируются очень быстро в самом начале совместного обучения, и затем трудно корректируются. Важно сразу задавать позитивный тон взаимодействия, предупреждая конфликты.

Важна работа с родителями, разъяснение важности умения общаться для успешной учебы, роль благоприятного психологического климата в классе для сохранения здоровья детей, демонстрация негативных последствий конкурентности и соперничества.

Если этого не делать, то большая вероятность возникновения психологически некомфортной  ситуации в классе. В современном обществе детям прививается, что нужно быть «крутым», конкурировать с другими детьми, агрессивно защищаться. Усиление конкуренции в детском коллективе является угрозой и для ребенка, и для учителя, агрессия и раздражение накапливается, возникает риск ее неконтролируемого проявления в виде драк и т.д.

Коллективистская педагогика несет большой позитивный заряд. Она позволяет отверженным детям чувствовать поддержку коллектива, раскрываться и полноценно развиваться. Очень полезны для учителя серии книг «Как научить детей сотрудничать», «Чтобы дети были счастливы».

 

 процесс у таких детей протекает успешней, если отсутствуют неожиданные проверки. Важно, особенно в начале школьного обучения, проговаривать с детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и какие интересные дела их ждут. Ребенка с очень выраженной тревожностью можно заранее предупредить, что его завтра вызовут к доске: «Мне очень хочется услышать твой ответ, подготовься к завтрашнему уроку».

Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители его любят за достижения.

Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей. Некоторые приведены в приложении (приложение 4).

 

«Семья как ресурс адаптации первоклассника»

 

В данный показатель выделяются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки. Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

 

 

Чем выше значение показателя «Подготовка к школе в семье», тем больше вклад семьи в подготовку к школе ребенка. Следует обращать внимание на крайности: ниже среднего как фактора педагогической запущенности, и значительно превышающего средний уровень как гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка. Обе модели создают свои проблемы на этапе вхождения в школьную жизнь. С одной стороны это может обернуться отсутствием сформированных предпосылок учебной деятельности, а с другой тем, что ребенок уже пресыщен «обучалками» и у него отсутствует интерес к школьному обучению.

 

«Установки родителей по отношению к школьному обучению»

В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является показателем семьи как хорошего ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент. Правильно организованная совместная деятельность родителей с ребенком помогает эффективней использовать «зону ближайшего развития». В то же время, излишняя концентрация на успехах ребенка может затруднять адаптацию ребенка к школе. Современный родитель оказывается часто дезориентирован избыточным потоком информации и ему требуется помощь учителя  и психолога в понимании ситуации. Поэтому необходимо совершенствовать систему работы с семьей.Подробней об этом в Приложении 6.

 

«Оценки уровня готовности ребенка к школе глазами учителя и родителя» (позиции 20,21)

 

При оценке уровня готовности предусмотрены 3 градации признака (низкий, средний, высокий) и ответ «затрудняюсь ответить» для учителя.

Данные показатели позволяют сопоставить мнение учителя и родителя, проанализировать точки соприкосновения и зоны напряжения. В результате учитель может более разносторонне увидеть конкретного ребенка и общие тенденции по классу.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Вычисление Т-баллов

 

Вычисление Т-баллов производится следующим образом.

Для каждой переменной на первом этапе вычисляются следующие статистики: среднее арифметическое и стандартное отклонение по всей выборке. Затем вычисляются стандартизованные значения переменной, указывающие на степень ее отклонения от среднего в единицах стандартного отклонения zi = (xi - M)/. Так для каждой переменной получают набор данных, отвечающий закону распределения N(0,1) (среднее значение стандартизованной переменной равно нулю, а стандартное отклонение - единице). Такие наборы безразмерных величин с одинаковым законом распределения можно сопоставлять количественно.

Значение стандартизованных данных Z позволяют преобразовать множество переменной x в произвольную шкалу с удобными характеристиками среднего и стандартного отклонения. Поскольку стандартизованные оценки  Z  могут быть отрицательными или содержать дроби, для удобства их преобразуют, умножая стандартизованные данные на константу и прибавляя к ним константу. Распределение переменной сz+ d будет иметь стандартное отклонение с и среднее арифметическое d (где с, d константы). Часто принято отображать стандартизованные значения в стандартной системе координат для T-баллов (среднее равно 50, стандартное отклонение равно 10): Тi = 10*zi + 50 = 10*(xi - M)/ + 50.

Стандартизованные значения вычисляются как для отдельных переменных, так и для шкал (Суммирующих информацию по нескольким переменным). В качестве исходного значения шкалы для каждого ребенка используется среднее арифметическое по входящим в шкалу вопросам, на которые получены ответы (т.е. закодировано значение, а не стоят пропущенные данные). Эти значения вычисляются для каждого ребенка, а затем по этим новым переменным вычисляются значения среднего и стандартного отклонения для всей выборки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Здоровье – важнейший показатель адаптационных ресурсов ребенка

 

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Соматический – совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный – мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни. И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды. И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало. Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти”. Illich отмечает, что “здоровье определяет процесс адаптации: ...создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде”. Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М Баевский и А. П. Берсенева. В.А.Лищук. И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации.

Таким образом, здоровье определяется как динамическое равновесие человека с окружающим миром, позволяющее ему полноценно выполнять свои социальные функции. При этом психическое здоровье выступает в качестве основного элемента здоровья в целом. Психическое здоровье включает в себя совокупность характеристик, обеспечивающих это равновесие и возможность выполнения социальных функций, а, значит, психическое здоровье неразрывно связано с успешностью социальной адаптации. Именно нарушение социально-психологической адаптации зачастую является первым признаком нарушений в нервно-психическом здоровье. С другой стороны, длительно существующая социальная неуспешность вызывает состояние хронического стресса и может приводить к нарушениям в состоянии нервно-психического здоровья, а также и к появлению психосоматических симптомов. Само понятие здоровье рядом авторов определяется как способность: способность адаптации, к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Важной составляющей сложнейшего феномена «здоровье» выступает также психическое развитие ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику, и связанными с социальными и психологическими условиями.

Нарушения психического здоровья и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности детей. Изучение детей в контексте практической психологии образования привело к необходимости ввести новое понятие — психологическое здоровье.

По определению И.В. Дубровиной термин «психологическое здоровье», подразумевает оптимальное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности. Психологическое здоровье относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность своим делом, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя, уважение другого и многое другое.

Итак, здоровье во всей своей многомерности рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Для человека способность к адаптации проявляется как на организменно-физиологическом уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях.

Социальная адаптация это активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром.

Социальная адаптация является необходимым условием сохранения психического здоровья. Она позволяет ребенку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов, но и благодаря этому обеспечивать свое дальнейшее развитие.

В основе социально-психологической адаптации лежит процесс изменений (самоизменений) взаимодействия личности со средой, который характеризуется, с одной стороны, осознанием необходимости для личности изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения, а с другой - становлением новых психологических приспособительных «механизмов», ориентированных на гармонизацию этих отношений.

Рассмотрение человека как единой системы, целостно реагирующей на стресс, характерно для теории гомеостаза или динамического равновесия, устанавливающей связь между физиологическими процессами условиями внешней среды. Стресс при этом рассматривается как требования, превышающие возможности системы, что влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополнительной энергии, физиологическом и психологическом усилии, а копинг – это те способы, при помощи которых система пытается справиться с этими требованиями, то есть способы преодоления стресса. Стресс как особое психическое состояние связан с проявлением эмоций, он в большей мере является производным от когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, от того, как индивид владеет способами управления собственным поведением, адекватности выбора стратегии преодолевающего поведения. Если требования стрессовой ситуации не превышают индивидуальных возможностей приспособительного поведения индивида, то в результате адаптационное равновесие достигается вновь, причем даже на более высоком уровне, возможности к дальнейшему реагированию на стресс повышаются. Однако, если стресс выходит за рамки возможностей системы или череда следующих друг за другом стрессов средней интенсивности может развиваться состояние динамического рассогласования и человек перестает справляться со своими обычными задачами, развивается стрессовый синдром – сложная реакция, затрагивающая все уровни функционирования индивида, результатом которой может явиться нарушение здоровья. Стресс влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополнительной энергии, физиологическом и психологическом усилии, а копинг – это те способы, при помощи которых система пытается справиться с этими требованиями, то есть способы преодоления стресса. Одним из первых признаков является нарушение социально-психологической адаптации, то есть расстройство социального функционирования. Именно поэтому оценка уровня социально-психологической адаптации школьника может служить способом выявления ранних доклинических нарушений здоровья. Перенапряжение механизмов адаптации, пребывании в ситуации, вызывающей чрезмерное напряжение приспособительных механизмов ребенка, угрожает его здоровью и развитию.

Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира установок, отношений личности. Соответственно, процесс социально-психологической адаптации зависит как от характеристик среды, так и от индивидуально - личностных особенностей индивида.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТЕСТ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА*

 

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем слово, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: «Все правильно». Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить непосредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его результаты не учитываются при выставлении оценки за выполнение данного теста). Остальные три задания — зачетные.

 

Первое задание — контрольная фонема Р

рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама

рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа.

 Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок.

Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

 

Второе задание — контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон.

 Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса

 Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет,

рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.

Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

 

Третье задание — контрольная фонема Ч

 Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка

Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить.

Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, шикать, чикать, чикать.

Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.

 

Четвертое задание — контрольная фонема Г

ЧШ '

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос.

 Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб.

 Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

 

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1—2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

 

Шкала оценок

 

Система выставления оценок в данном тексте имеет существенную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой — не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку — в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются). Используется четырех балльная шкала оценок:

О баллов — если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.

1 балл — заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла — заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу — «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла — во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лишнее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к семилеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следующим единым критериям:

 

Количество полученных баллов

Уровень развития фонематического слуха

0

Низкий

1

Средний

2-3

Высокий

*Приводится по кн. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Игра с таймером для гиперактивных детей

 

 

Введение и обоснование

 

Игры с таймером была разработаны для того, чтобы повысить у гиперактивных детей мотивацию к контролю за своими реакциями и дать им возможность почувствовать удовлетворение от выполненного действия. В настоящее время существует несколько разработанных для этого игровых техник.  У всех из них есть общее – использование положительного подкрепления за успешное выполнение, постепенное усложнение упражнений, перенос внимания ребенка на интересный и понятный ему компонент задания. Игра с таймером способствует развитию навыков самоконтроля - это один из ее основных психотерапевтических факторов. Если игра ребенку интересна, он проявляет настойчивость, которая, вполне вероятно, позволит ему справиться с задачей и получить определенное вознаграждение. Для возбудимого ребенка очень важно почувствовать успех в игре, что даст ему не только ощущение победы, но и своей компетентности.

Приводим два варианта. доступных для практического применения в домашних условиях.

 

1. Описание техники

Для работы необходимо иметь: таймер, фишки, принадлежности для рисования, кубики и ряд простых детских книжек для самостоятельного чтения. Ребенку предстоит выполнить одну из следующих задач: построить из кубиков башню, нарисовать картинку, раскрасить сделанное по трафарету изображение или прочесть книжку. Взрослый предлагает игру с таймером:

 

- Сначала я дам тебе десять фишек. Вот кубики. Тебе нужно построить из них башню. На выполнение задания у тебя будет пять минут. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. Если ты вдруг отвлечешься от строительства башни, то должен будешь отдать мне одну фишку. Всякий раз, когда ты задашь мне какой-нибудь вопрос, начнешь заниматься чем-нибудь другим или разговаривать, ты должен будешь отдавать мне по одной фишке. Если же за пять минут ты ни разу не отвлечешься от своего дела, я дам тебе еще десять фишек. Когда наберешь пятьдесят фишек, ты сможешь затем взять все, что захочешь, из "сумки с сокровищами", - в этой сумке находятся заранее приобретенные маленькие игрушки. - Хочешь спросить что-нибудь?

 

Ребенок может поинтересоваться, что ему делать по окончании строительства башни. На это психотерапевт может сказать:

 

- Хороший вопрос. Ты должен продолжать строить что-нибудь другое. Когда пройдет пять минут, таймер просигналит вот так, - взрослому нужно продемонстрировать сигнал таймера. - Ты получишь фишки, только когда закончится время.

 

В течение первых нескольких минут, пока ребенок выполняет задание, взрослый ему не мешает. Но его задача заключается в том, чтобы приучить ребенка делать свое дело, что бы ни происходило вокруг - в комнате, в коридоре или на улице. Поэтому вскоре он может попытаться его чем-нибудь отвлечь. Вначале ребенок будет всякий раз бросать свое занятие, когда психотерапевт что-нибудь уронит, начнет заниматься уборкой и т. д. Если играть с таймером на протяжении нескольких сессий, мотивация ребенка значительно повысится, и он действительно захочет иметь пятьдесят фишек, чтобы завоевать приз. На следующем этапе работы, когда ребенок получит приз, можно предложить ему поиграть снова, удлинив время работы на пять минут. В конце концов, можно приучить ребенка к сосредоточенной деятельности в течение всего времени занятия.

 

Показания и рекомендации к применению

 

Предлагаемое упражнение очень полезно гиперактивным детям с неустойчивым вниманием. Интересная игра в безопасной обстановке позволяет им почувствовать свою способность успешно справляться с поставленной задачей. Применяя определенную систему поощрения и наказания, можно мотивировать ребенка к работе, однако наиболее значимым для него, по-видимому, является само ощущение успеха. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на лицо ребенка в тот момент, когда он получает дополнительные десять фишек за то, что ни разу не отвлекся от своего дела.

 

По книге Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер «Практикум по игровой психотерапии»

 

2. В игре можно использовать будильник или таймер.

Будильник ставится на очень короткое время (какое ребенок реально может сохранять активное внимание).

Ребенку говориться, что сейчас вы будете читать ему книжку (можно использовать и другое задание, но такое, которое не является совсем новым для ребенка – раскрашивать, рисовать, писать палочки или буквы, читать самому, если уже умеет) – но как только зазвонит будильник, занятие окончено. Когда будильник зазвонил – прекращаем занятие, хвалим, можно дать печененку – ребенок доволен, а, значит, сформирована позитивная установка на дальнейшие занятия. Постепенно, осторожно удлиняется время, на который заводится будильник.

По книге Е.В.Мурашовой «Дети «тюфяки» и дети «катастрофы». ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Приемы и методы для улучшения системы саморегуляции организма ребенка

В данном приложении представлены приемы и методы, которые позволяют улучшать систему саморегуляции организма ребенка, снижать избыточное стрессовое напряжение, тем самым повышая восприимчивость детей к воспитательным и обучающим воздействиям. Кроме того, данные методы улучшают деятельность вегетативной нервной системы, повышают стрессоустойчивость и общий эмоциональный фон настроения.

К ним относятся: релаксация, аутотренинг, медитация и концентрация, направленное воображение и визуализация, аромотерапия, музыкотерапия, суггестия, растяжка

Многие из этих методов могут использоваться в сочетании, усиливая общий эффект, например, визуализация или релаксация проводятся под музыку на фоне аромотерапии.

Обучение детей основам релаксации и визуализации решает множество практических задач. Во-первых, позволяет быстро и эффективно снизить избыточное эмоциональное напряжение. Во-вторых, повышает чувство уверенности в своих силах за счет ощущения контроля над ситуацией. В-третьих, при регулярном выполнении формируется навык управлениями своими эмоциями в различных ситуациях. В-четвертых, эффективно решает проблемы со сном, характерные для многих детей, помогая овладеть тревожными негативными мыслями перед сном. Ниже приводятся упражнения на релаксацию, рассчитанные на детей.

Предлагаемые варианты можно использовать в группах численностью не больше 10-12 человек. Для детей с трудностями самоконтроля, гиперактивностью группа должна быть меньше – не более 5-6 человек, с такими детьми, по возможности, первые несколько занятий лучше проводить индивидуально. Использование музыки, аромотерапии упрощает выработку навыка, но необходимо учитывать, что затем, при отсутствии этих стимулов многим детям бывает труднее воспроизвести его самостоятельно.

Если задача состоит в том, чтобы снизить напряжение индивида «здесь и сейчас», подготовить к дальнейшей работе, например, групповой дискуссии, повысить восприимчивость к новому опыту, то короткая релаксация может использоваться в начале урока.

Для закрепления нового опыта, снятия возбуждения после бурной дискуссии или игры, релаксацию или визуализацию можно использовать в завершающей части занятия.

 

 

 

 

Упражнение . Глубокое дыхание. Время: 2-3 мин. Возраст: 5-12 лет.

Цель: регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.

1.                Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.

2.                Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши нормально.

3.                Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.

4.                Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.

5.                Повтори это в течение 2 или 3 минут.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

 

Сходные показания к применению имеют и другие методы из этой группы.

 Концентрация.

Эти упражнения повышают способность сохранять внимание, позволяют отвлечься от тревожных мыслей, снять напряжение.

 

Инструкция. Сесть удобно, боком к спинке стула, чтобы не опираться, сидение не должно быть мягким.

Руки на коленях, глаза закрыты.

Дыхание через нос без напряжения. Стараться сосредоточиться лишь на том, что выдыхаемый воздух теплее вдыхаемого.

Далее возможно:

Медленный счет от1 до10, необходимо сосредоточиться на этом счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, необходимо начать сначала. Повторять в течении 5 минут.

Концентрация на слове. Выбрать короткое (лучше двусложное слово), вызывающее приятные эмоции. Это может быть имя любимого человека, название любимого места или блюда. Медленно произносить первый слог на вдохе, второй  - на выдохе. Сосредоточтесь на этом слове, теперь это слово – ваш пароль в мир концентрации.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

 

Растяжки.

Когда человек испытывает стресс, то мышцы тела чрезмерно напрягаются, причем обычно это бывает определенная группа мышц, в зависимости от индивидуального типа реагирования. Сохраняющееся мышечное напряжение удерживает стрессовое состояние, приводя к чрезмерному утомлению и беспокойству. Тревожный ребенок особенно часто испытывает чрезмерное мышечное напряжение, например, при письме напрягаются не только мышцы руки, но и плеч, лица, особенно в области лба, что приводит к усталости и даже может провоцировать головную боль

Упражнения на растяжку можно использовать для предупреждения утомления в процессе урока, любого занятия, во время выполнения домашнего задания.

 

Упражнение «Жираф».

Можно выполнять с детьми с 6 лет.

1.                Закрой глаза.

2.                Сделай вдох и расслабься.

3.                положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори 3 раза.

4.                Приподними плечи, затем опусти их. Повтори 3 раза. Подними каждое плечо несколько раз.

5.                Сядь снова прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной как у жирафа шеей.

Упражнение  «Скала». Время: 2 мин. Возраст: 7-9 лет.

Цель: соединение со своей внутренней силой. Сосредоточение.

1.                Встань прямо, поставив ступни ног параллельно на расстояние 10 сантиметров друг от друга.

2.                Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.

3.                Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.

4.                Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах.

5.                Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала.

6.                Пусть партнер мягко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.

1.    Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в лифте, автобусе или очереди.

2.    Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Ты чувствуеш

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

 

Визуализация и направленное воображение.

Мысленные образы – символы и картины – это язык правого полушария, язык чувств, тогда как левое полушарие отвечает за речь, логику, рациональность и последовательность. Образы могут передавать размер, форму чего-либо и вызывать ощущение реальности чего-либо. Например, представив розу, мы чувствуем ее аромат, представив мороженое – его вкус. У детей – развито воображение, когда они играют – они используют мысленные образы. Однако, воображение может делать особенно яркими картины вероятных негативных событий. Часто воображение повторяет картины произошедших неприятностей. Тело при этом реагирует на мысленные образы привычным образом, как на реальное событие, вызывая сильный стресс. Для коррекции тревожных мыслей широко используется направленное воображение или визуализация. Эти методы позволяют использовать в нужный момент силу позитивных воспоминаний, создавать образы желаемого будущего, усиливая стремление к нему. Часто данный прием используют спортсмены, настраиваясь на победу в соревнованиях. Используя воображение, можно настроить себя на релаксацию, хорошее самочувствие, успех. С помощью данных методов возможно также обучение ребенка.

 

Упражнение  «Небо». Время: 5 мин. Возраст: 6-10 лет.

Цель: расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями. Осознание того, что отвлекает и избавление от этого.

1.    Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.

Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака — внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.

3.    Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.

4.    Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.

Упражнение  «Океан». Время: 5 мин. Возраст: 6-10 лет.

Цель: полное расслабление. Совершенствование управления мыслями.

3.    Сядь в кресло прямо (не напрягая спину), ноги касаются пола. Или сядь на пол, скрестив ноги. Закрой глаза.

4.    Представь океан. Ты видишь уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у твоих ног, отползают обратно. Продолжай наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад. Если ты о чем-то думаешь, твои мысли уносятся вместе с волнами. Смотри на океан.

5.    Ты смотришь на волны, и чувство покоя переполняет твою душу. Это — твой собственный мир, полный спокойствия, ты можешь ощутить его в любой момент.

6.    Открой глаза. Если хочешь, посиди несколько минут. Вставай медленно.

Возможно просто сосредоточить внимание детей на приятных образах: вспомнить запах лимона, а затем представить, как гладишь котенка,  представить, как хрустит снег в морозный день под ногами и т.д.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

 

Позитивное мышление.

 

Очень важно формирование позитивного мышления, позитивного настроя. Большинство тревожных детей не осознают, что они сами запугивают себя, рисуя в воображении негативные картины будущего. Для снижения стресса очень важно осознать негативные мысли, записать их, а, затем, искать способ переформулирования, превращения в позитивные утверждения.

 

Упражнение  «Мыльные пузыри». Время не ограничено. Возраст: 8-11 лет

Цель: повышение самоуважения. Замена негативных мыслей на позитивные.

1.    Сядьте, взяв карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «я плохо себя чувствую», вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «я вздремну и буду чувствовать себя лучше». Запишите ваши негативные мысли.

Слева

Справа

Я не могу это сделать

Я это еше выучу

Я не буду, это слишком сложно

Я попробую это сделать

Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться

Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо

Я не могу делать домашние задания, когда брат в моей комнате

Я надену наушники, чтобы сосредоточиться, когда брат в моей комнате

 

2.     На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево (как в комиксах). На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырьках справа— позитивные.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 208с.

Работу по формированию позитивного мышления важно поддержать в различных вариантах. В классный час можно включать как итоговую рефлексию того хорошего, что было с ребятами в школе за неделю. Поощряйте позитивные высказывания учеников. намеренно спрашивайте тех, кто действительно способен вспомнить хорошее, тогда тревожные , неуверенные дети могут подумать: «Да, у меня тоже было это и это хорошо!». Это будет опытом формирования позитивного мышления.

Важно подводить детей к осознанию своих достижений. Помогайте регулярно, раз в месяц, или хотя бы перед каникулами увидеть, как они подвинулись за время учебы, ответить на вопрос: каким я был и какой я сейчас.

 

Упражнения для быстрого снятия напряжения.

В случае, когда обстоятельства требуется немедленно овладеть эмоциями можно использовать один из способов быстрого снятия напряжения. Разные методы могут пригодиться в разных ситуациях.

 

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, плечи, увлажните губы. Проследите, чтобы лицо и положение тела не выражали стрессового состояния. Проще добиться расслабления. Если предварительно, напротив, максимально сильно напрячь мышцы. Для этого скорчить самую «зверскую, злобную» гримасу, задержать на несколько секунд, а затем на выдохе – максимально расслабить мышцы лица. (Понятно, что лучше. если никто не увидит нас в этот момент!)

Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, медленный выдох через нос. Постарайтесь представить, что с каждым вдохом и выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Противострессовое внимание. Оглянитесь вокруг и медленно мысленно переберите все предметы один за другим. Мысленно перечисляйте: «белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Так можно отвлечься от внутреннего напряжения.

Лищук В.А., Мосткова Е.В., Технология повышения личного здоровья. Под ред. В.И. Покровского – М.: Медицина, 1999. – 320 с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИ 6

 

Работа с родителями

Всю работу с семьей необходимо основывать на современных представлениях о семье как о системе, в которой изменения, возникающие у одного участника системы влекут за собой изменения у других членов семьи и отражаются в изменяющихся отношениях.

В школу приходит не просто отдельный ребенок, взаимодействуя с ребенком, вы взаимодействуете со всей его семьей. Поэтому можно сказать, что в школу приходит семья.

К сожалению, приходится учитывать низкий уровень доверия семьи школе. Учитывая это очень важно с первых дней обучения уделять специальное внимание формирование доверия. Для этого наш проект предусматривает специальный ресурсный подход – необходимо продемонстрировать родителям заинтересованность в успехах ребенка, внимание учителя к позитивным ресурсам каждого. Для встречи с родителями ребенка всегда необходимо готовиться, выстраивая информацию из расчета 4/1 – на четыре позитивных факта о ребенке одно критическое замечание. Это позволяет выстраивать конструктивное обсуждение, родитель перестает «уходить в оборону», начинает сотрудничать – если учитель видит и хорошее, значит, объективен, значит, разберется.

Хорошо зарекомендовала себя форма работы в виде «Школы для родителей». Эта форма может быть организована как групповая консультация. При этом выбирается тема, актуальная в настоящий момент для многих родителей, педагог, лучше совместно с психологом, готовит конкретные примеры типа случай из практики. Вначале встречи предоставляется компактно выстроенная информация по заявленной теме,  а затем приводится пример и вместе с группой проводится анализ. Если занятие ведут совместно педагог и психолог (что предпочтительнее), после анализа и поиска решения вместе со слушателями дается педагогический анализ ситуации (как ситуация выглядит в классе и какие имеет последствия), затем психологический (внутренний смысл ситуации, ее возможные истоки, пути коррекции), а затем очень важно показать, как предложенная коррекция создает предпосылки желаемого поведения в классе и дома, как этот успех можно закрепить. Возможно, в ходе занятия после разбора материала кто-то озвучит свои проблемы, тогда можно использовать это для конкретизации предыдущих выводов. Но на всякий случай следует заготовить дополнительные примеры. Если вопросы, поднятые кем-либо из родителей, требуют углубленного анализа, то предлагается дополнительная индивидуальная консультация.

 

Примерные темы занятий школы для родителей первоклассников «Учеба без стресса»

(По результатам нашего тестирования можно выделить наиболее актуальные для Вашего класса вопросы)

1.Адаптация к школе и ее цена: поможем стать успешным учеником.

2.Как формируется самооценка первоклассника.

3.Как помочь ребенку найти друзей.

4.Режим дня – для детей и родителей.

5.Тревожный ребенок – как ему помочь.

6.Как помочь адаптироваться в школе  подвижному ребенку.

7.Что делать, если ребенок не успевает в одном темпе с другими.

8. Питание и успешная адаптация в школе.

9. Школьные уроки «без слез», как подготовить ребенка к самостоятельной работе дома.

10. Свободное время – как найти и эффективно использовать.

11. Дети и телевизор.

12.Дети и компьютер.

13. Дети и гости.

14. Ребенок и книга – как помочь полюбить чтение.

12.Обеспечение безопасности ребенка в школе – что могут родители?

13. Трудный ребенок, какой он и почему.

14. Проблема детской лжи.

15. Формирование самостоятельности

 

Форма работы «Почтовый ящик».

Эта форма позволяет получить ответ на свой вопрос тем родителям, которые по какой-либо причине не могут достаточно доверять, чтобы лично задать вопрос учителю или психологу. Если в классе есть ящичек или карман для анонимных записок, то можно собирать волнующие вопросы и давать обратную связь в виде информации на стенде, подготовив материал для родительского собрания, если этот вопрос волнует многих или учитель считает данную информацию важной для всех. Можно активизировать эту работу, создав ей своеобразную рекламу перед родителями, можно задавать вопросы также врачу, администрации, юристу.

Идентификатор трекинга (tracking ID) вебсайта полученного от Google
[OPTIONAL] Фрагмент кода Javascript будет передан на трекер страницы (используемый для настройки значения, отслеживаемого через Google Analytics вместо значения location.href по умолчанию)
Select this option to include Administrator and SuperUsers in results or disable to exclude these users.